Кейс Looka.com: как ошибка SEO-специалиста привела к краху компании

Офис компании Looka

Канадскому стартапу Looka осенью 2019 пришлось уволить 80% своих сотрудников: из 40 человек осталось 8. А ведь до этого проект показывал многократный рост прибыли и ничего не предвещало бури.

Что за стартап Looka.com?

Стартап стартовал в 2016 и изначально назывался Logojoy. Он входил в ТОП-5 самых популярных сайтов, где за минуту можно было собрать логотип с помощью искусственного интеллекта. [ betakit]

Вы указывали название бренда, тематику, выбирали гамму будущего графического знака – и получали готовый логотип.

логотипы, сделанные looka.com

Какая монетизация?

Монетизация идет за счет трех тарифных планов:

  1. Basic $20 – получаете low-res картинку, чтобы было что показать штатному дизайнеру;
  2. Premium $65 – hi-res файлы для веба, печати и айдентики. Возможность редактирования исходников;
  3. Enterprise $80 – брендбук, дизайн визиток, картинки для соцмедиа, $100 на AdWords.

Сколько подняли инвестиций?

К концу 2017 Logojoy продал более 100 000 логотипов. Когда про стартап написали крупнейшие издания, рост был космическим: к ноябрю 2018 года Logojoy обслужил уже более 3.3 млн клиентов, а общий объем инвестиций от венчурных капиталистов составил $7 миллионов. К 2019 база клиентов увеличилась до 5 миллионов человек. Компания сняла новый офис и наняла дополнительный персонал.

Вроде бы все шло хорошо.

Офис компании

Ребрендинг и переезд на новый домен

В конце 2018 года компания решила сменить название. Был запущен ребрендинг, а на вторичном рынке куплен домен Looka.com, который стал началом конца.

было Logojoy.com → стало Looka.com (брендовый 5-буквенник в зоне COM, не хухры-мухры)

изменение логотипа

Руководство явно не уделяло достаточное внимание поисковой оптимизации, а тот, кто занимался переносом сайта, не обладал достаточной квалификацией. Сейчас мы разберем этот кейс.

После переезда сайта компания ожидала 20-30-процентный спад поисковых запросов. По-статистике, так и происходит 2-3 апдейта, пока робот индексирует новое главное зеркало и обрабатывает редиректы.

Ребрендинг, – сказали они. Будет здорово, – сказали они. Падение лишь на 20-30%, а потом все восстановится в течение полугода.Доусон Уитфилд, генеральный директор Looka

Но трафик не вернулся на Looka.com. Уитфилд заявил, что сервис потерял 80% органики, которая генерила 50% выручки. Почему такое произошло?

Падение органики Looka

Много сотрудников, просторный офис… Компания стала прожигать деньги инвесторов, пока не настал этап увольнений и неспособности платить за аренду.

Команда Looka Команда Looka, почти всех скоро уволят

Прошел почти год и стало ясно, что мы не вернемся к прежним показателямДоусон Уитфилд, генеральный директор Looka

Какие главные ошибки совершены?

Неправильная настройка редиректов

Вебмастера решили делать не постраничный редирект, а переделать структуру во время переезда. К примеру, главная страница старого домена logojoy.com теперь редиректит на страницу looka.com/logo-maker/

Неправильная цепочка редиректов

Так хорошо делать для подклейки дропов, но просто самоубийственно при переезде на новый домен. Читайте, как надо редиректить дропы, в кейсе по ссылке ниже.

Кейс CarBibles.com: как с помощью 301-редиректов с дроп-доменов вырасти до органики в 1.5 млн/мес

Спустили в трубу ссылочную массу

Админы забыли сделать редирект со всех старых страниц, и процентов 40 из них выдает тупо 404-ошибку. Другими словами, переезд был избранным. И это я просканировал только страницы на которые есть беклинки. То есть они тупо спустили в трубу больше 40% своей ссылочной массы, а там была dofollow-ссылка с показателем Domain Rating DR=70+ и десятки натуральных nofollow, вроде c DR=90+ (Etsy.com), DR=80+ (Scoop.it) и других.

коды страниц

Что такое Domain Rating (DR)?
Одна из основных метрик в сервисе Ahrefs.com. Дословно её можно перевести как «Рейтинг Домена». Многие SEO-специалисты используют именно это значение, чтобы быстро определить «ссылочный вес» определенного сайта и сравнить его с другими.

Иными словами, если сайт А имеет больше DR, чем сайт Б, то это означает, что ссылочный профиль сайта А в целом сильнее, чем у сайта Б. Максимальный DR = 100, минимальный 0.

Домен оказался токсичным

Вишенка на торте. Домен который они купили в начале двухтысячных использовался под китайский дорвей. Вот скрин из web.archive.org

Смотрим на историю домена через whoisrequest.com – уже по одному этому можно было определить, что там стрем, даже в вейбек не надо было ходить. Но кого это волнует?

подозрительная история домена looka.com

Это просто фаталити.

токсичная история домена

Интересно, что покупка Looka.com обошлась в $65 000. Хорошее вложение…

Какой итог?

С момента ребрендинга прошло около 12 месяцев, сейчас у них 230 тысяч посетителей в месяц (-79% от того, что было, и график посещаемости продолжает падать). Looka пришлось уволить 80% своих сотрудников, а $7 млн инвестиций, похоже, отбить не удастся.

Из интервью с основателями ясно, что они до сих пор не понимают, в чем причина. А им всего-то был нужен грамотный сеошник, который бы сэкономил кучу денег и нервов.

Материал опубликован 2019-11-19
Материал сведен воедино, оформлен и отредактирован редактором на основании мыслей и заметок известных SEO-специалистов. На данную публикацию вдохновил:
Александр Бурак
Head of SEO at Discover Car Hire.
Цитирований на сайте
8
Комментарии
  1. Сайт

    Классный у вас блог и интересные материалы/кейсы. Сижу в машине, жду товарища, успел все статьи прочитать 🙂 Жалко, что они закончились, пару интересных идей возьму на вооружение. Спасибо. Пишите еще!

Добавить комментарий